ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  1. Понятие налога, сбора и пошлины. Налоговые и неналоговые платежи

В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. Определения данных платежей содержатся в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ)1.

В п. 1 ст. 8 НК РФ дано следующее определение налога: это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

В п. 2 ст. 8 НК РФ дано следующее определение сбора: это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.

Понятие пошлины раскрывается через понятие сбора, т.к. уплата пошлины служит одним из основных условий совершения значимых юридически действий в отношении физического или юридического лица.

В ст. 333.16 НК РФ установлено, что государственная пошлина – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов

местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Государственная пошлина взимается за совершение юридически значимых действий:

за обращение в суды;

за государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием;

за выдачу разрешений на сброс/выброс вредных веществ;

за совершение нотариальных действий;

за регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и транспортное средство;

за государственную регистрацию актов гражданского состояния;

за выдачу паспорта гражданина РФ и загранпаспорта.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи — нормами других отраслей права.

Например, экологический сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета и уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в ст. 24.2 Федерального закона “Об отходах производства и потребления”

Согласно ст. 411 НК РФ (часть вторая) торговый сбор взимается при использовании объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

От названия платежа зависит обязательность его уплаты. Так, налог на имущество является обязательным для уплаты всеми гражданами, которые имеют в собственности определенное имущество, а уплата государственной пошлины при обращении в суд предоставляет возможность подачи иска, искового заявления, административного иска.

  1. Понятие, виды таможенных платежей

В связи с осуществлением таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе таможенными органами взимаются обязательные платежи, составляющие понятие «таможенные платежи».

Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины и таможенные сборы относятся к неналоговым доходам федерального бюджета.

Определения таможенных платежей в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС)2 не содержится, в нем лишь указаны виды таможенных платежей. Перечисленные в ст. 46 ТК ЕАЭС платежи объединяет то, что все они взимаются, как правило, таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза.

В перечне таможенных платежей объединены обязательные платежи, которые различаются как по юридической природе, так и по экономическому содержанию.

При ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза взиманию подлежат ввозная таможенная пошлина, НДС (если он установлен на данный товар), акциз (если он установлен на данный товар), таможенные сборы. При вывозе – вывозная таможенная пошлина, таможенные сборы.

Кроме таможенных платежей, таможенные органы наделены правом взимания иных платежей, не отнесенных ТК ЕАЭС к таможенным платежам. Такими платежами являются:

  • проценты за предоставляемую отсрочку (рассрочку) по уплате таможенных платежей;
  • пени и штрафы;
  • средства от реализации конфискованных товаров;
  • средства, уплачиваемые импортерами таможенным органам за выдачу акцизных марок1;
  • государственная пошлина за оказание государственной услуги по принятию предварительного решения о классификации товаров в соответствии с

Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС;

  • утилизационный сбор;
  • авансовые платежи;
  • специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

ТК ЕАЭС содержит понятие таможенной пошлины, которая определяется как обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза. Следует отметить, что «таможенная пошлина представляет собой вид таможенного платежа, сочетающего черты косвенного налога и пошлины»

Ссылка на основную публикацию