СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

СИСТЕМА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

 

 

  1. Система правового регулирования таможенных платежей в ЕАЭС: наднациональное и национальное законодательство

Таможенный союз и Единое экономическое пространство стали основой для создания 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

Исходя из истории развития ЕАЭС, можно составить следующую интеграционную цепочку:

  • 2000 г. Евразийское экономическое сообщество
  • 2010 г. Таможенный союз ЕврАзЭС
  • 2012 г. Единое экономическое пространство
  • 2015 г. Евразийский экономический союз.

Основным этап региональной интеграции стало образование в 2010 году

Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (Таможенный союз ЕврАзЭС) в составе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и его дальнейшее преобразование в январе 2015 года в Евразийский экономический союз и присоединением Республики Армения и Кыргызской Республики.

В 2014 году, подписав Договор о Евразийском экономическом союзе, страны обусловили стремление по обеспечению свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проведению скоординированной, согласованной и единой политики в отраслях экономики.

По состоянию на 1 января 2019 года страны-участницы ЕАЭС: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

С июля 2010 года по январь 2017 года действовал Таможенный кодекс Таможенного союза (далее – ТК ТС). При этом вопросы установления и применения таможенных платежей были регламентированы не только положениями ТК ТС, определяющими общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также регулировались международными соглашениями государств – членов.

С 1 января 2018 года вступил в действие ТК ЕАЭС. В связи с этим система правового регулирования таможенных платежей существенно изменилась. Например, утратили силу многие соглашения по вопросам регулирования отдельных положений об уплате таможенных платежей. Так, Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» воплотилось в главе 37 ТК ЕАЭС.

Однако некоторые нормы, связанные с порядком функционирования системы таможенных платежей содержатся в Договоре об учреждении ЕАЭС, например,

– по вопросам установления и применения в ЕАЭС порядка зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение и их перечисления в доход бюджетов государств-членов;

– по вопросам таможенно-тарифного регулирования;

– по вопросам применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам.

Также действует международные соглашения еще принятые в рамках функционирования Таможенного союза ЕврАзЭС, например, по вопросам определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС.

Положения главы 6 ТК ЕАЭС «Общие положения о таможенных платежах» относятся к общим нормам, касающимся таможенных платежей, которые взимают таможенные органы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС.

Ряд положений ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств – членов. Например, с. 47 ТК ЕАЭС закрепляет определение таможенных платежей как обязательных платежей, взимаемых за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств. При этом, национальным законодательством стран-участниц союза могут уславливаться сборы за совершение иных действий, а также виды и ставки, категории плательщиков, объекты обложения таможенными сборами, база для исчисления таможенных сборов, возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, взыскания и возврата (зачета), а также случаи, когда таможенные сборы не уплачиваются.

В главе 8 ТК ЕАЭС устанавливаются сроки уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии со статьями ТК ЕАЭС в рамках регулирования каждой таможенной процедуры.

Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых в соответствии с п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС определяются законодательством государств – членов ЕАЭС, устанавливаются законодательством такого государства – члена ЕАЭС.

Согласно п. 8 ст. 104 ТК ЕАЭС в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) если ввоз товаров ЕАЭС на территорию СЭЗ с остальной части территории государства-члена, на территории которого создана СЭз, и вывоз товаров ЕАЭС с территории СЭЗ на остальную часть территории государства-члена, на территории которого создана СЭЗ, осуществляются двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки;

3) если ввоз товаров ЕАЭС на территорию свободного склада с остальной части территории государства-члена, на территории которого владелец свободного склада включен в реестр владельцев свободных складов, и вывоз товаров ЕАЭС с территории свободного склада на остальную часть территории государства- члена, на территории которого владелец свободного склада включен в реестр владельцев свободных складов, осуществляются двумя или более партиями на одних и тех же условиях в течение периода поставки;

4) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

Кроме отсылочных норм ТК ЕАЭС к национальному законодательству государств-членов ЕАЭС существует механизм делегирования полномочий по решению определенных вопросов на уровень законодательства стран-участниц ЕАЭС, но в строго установленных рамках. Например, в соответствии со статьями 44 и 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Коллегия Евразийской экономической комиссии ежегодно принимает решение об установлении тарифных квот в отношении отдельных видов сельскохозяйственных товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Так, в на 2018 год Коллегия ЕЭК определила объемы тарифных квот (тыс. тонн) для каждого государства-члена ЕАЭС. Далее уже сами государства-члены ЕАЭС в рамках отведенных им тарифных квот производят нормативное распределение объемов тарифных квот, установленных на 2018 год Решением Коллегии ЕЭК от 18 августа 2017 г. № 97, в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы, между государствами – поставщиками.

Таким образом, система правового регулирования таможенного дела состоит из двух уровней: наднационального (законодательство ЕАЭС) и национального законодательства (законы о таможенном регулировании стран-участниц ЕАЭС).

  1. Соотношение национального российского законодательства с законодательством Евразийского экономического союза о порядке установления и взимания таможенных платежей

Таможенное законодательство Евразийского экономического союза представляет собой трехуровневую систему нормативных правовых актов, расположенных в соответствии с критерием убывания юридической силы следующим образом:

1) Таможенный кодекс Евразийского экономического союза;

2) международные договоры государств – членов ЕАЭС, регулирующие таможенные отношения в ЕАЭС;

3) решения наднационального органа (Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК)).

Все перечисленные акты таможенного законодательства ЕАЭС действуют на всей таможенной территории ЕАЭС. Если таможенное законодательство предусматривает, что таможенное регулирование в ЕАЭС осуществляется в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, такое законодательство действует на территории данного государства – члена ЕАЭС.

Национальное регулирование осуществляется законодательством государств – членов ЕАЭС, которое формируется в Республике Армения на базе Закона Республики Армения от 30 декабря 2014 года №ЗР-241 «О таможенном регулировании»1; Республике Беларусь на базе Закона Президента Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании»2; в Республике Казахстан на базе Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года № 123-VI «О таможенном регулировании в Республике Казахстан»3; в Кыргызской Республике на базе Закона Кыргызской Республики от 31 декабря 2014 года №184 «О таможенном регулировании в Кыргызской Республике».

В национальном законодательстве РФ основным документом, регулирующим вопросы таможенного регулирования, в частности, вопросы установления, исчисления и взимания таможенных платежей, является Федеральный закон Российской Федерации от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ № 289). При этом еще продолжают действовать некоторые положения предыдущего Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 311).

Таможенное законодательство в Российской Федерации включает в себя нормы значительного количества других отраслей права. Например, правовые нормы по обложению ввозимых товаров налогом на добавленную стоимость и акцизом закреплены в Налоговом кодексе РФ; положения прохождения службы в таможенных органах в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» и Федеральном законе от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»; положения по обеспечению уплаты таможенных платежей в форме банковской гарантии, поручительства, залога закреплены в Гражданском кодексе РФ.

В целях оперативного реагирования на изменения ситуаций в мировой и национальной экономике необходимым является издание указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Например, согласно ст. 40 «Ответные меры» Федерального закона РФ от 8 декабря 2003 г. № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, если иностранным государством предприняты меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц.

Так, Постановлением Правительства РФ от 7 августа 2014 г. № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, и Княжество Лихтенштейн.

Для решения текущих задач таможенной службы Федеральная таможенная служба России издает приказы. Так, в целях реализации ст. 64 ФЗ № 289-ФЗ издан Приказ ФТС России от 04.09.2018 г. № 1379 «Об утверждении Реестра банков, обладающих правом выдачи банковских гарантий».

Особого внимания заслуживают вопросы по налогообложению перемещаемых товаров. Так, в Российской Федерации вопросы установления и взимания акциза и налога на добавленную стоимость определяется положениями НК РФ и соответствующих Постановлений Правительства РФ.

Ссылка на основную публикацию