Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется с помощью таможенно-тарифных и нетарифных мер.
Применение мер нетарифного регулирования включает использование запретов и ограничений, а именно санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных, фитосанитарных мер; условий технических регламентов; мер экспортного контроля, лицензирования и др.
К мерам нетарифного регулирования также относятся меры по защите внутреннего рынка посредством установления специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Меры таможенно-тарифного регулирования связаны с применением ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот.
Ввозные, вывозные пошлины и антидемпинговые, компенсационные, специальные пошлины объединены понятием «пошлина» в силу того, что взимаются в денежном эквиваленте, но цель их взимания принципиально разная. Антидемпинговые, компенсационные и специальные пошлины призваны компенсировать последствия «нечестного» импорта, т.е. когда в производстве импортного товара используется государственная субсидия или цены на товар неестественно занижены. Согласно ст. 20 Федерального закона № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») данные меры отнесены к мерам нетарифного регулирования. При этом антидемпинговая пошлина взимается независимо от ввозной таможенной пошлины и носит дополнительный характер.
Ранее по ТК ТС в ст. 70 под названием «Таможенные платежи были включены специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины.
В ТК ЕАЭС правовое регулирование специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, применяемых в целях защиты внутреннего рынка, осуществляется в отдельной гл. 12, а в ст. 46 ТК ЕАЭС перечисляются таможенные платежи уже без упоминания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин.
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС.
В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит:
- таможенная стоимость товаров
- физическая характеристика в натуральном выражении (количество, объем, вес товара (литры, кг).
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Евразийского экономического союза (далее – ЕТТ ЕАЭС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию ЕАЭС. Ставки ЕТТ ЕАЭС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.
В целях поддержки отечественных (союзных) производителей и реагирования на изменения условий производства отдельных товаров ЕЭК может регулировать размер ставок таможенных пошлин по конкретным видам товаров.
Например, Коллегия ЕЭК обнулила ставку таможенной пошлины ЕТТ ЕАЭС на отдельные виды электродов, классифицируемых кодом 8545 11 008 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС
Мера поддержит переработчиков отходов и лома черных и цветных металлов из стран ЕАЭС за счет снижения себестоимости готовой продукции, а также будет способствовать дальнейшему развитию металлургической промышленности государств- членов и увеличению объемов производства слитков из стали и черных металлов.
На заседании Коллегии ЕЭК принято решение о выделении латекса для производства ковров в отдельную позицию в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ЕАЭС. Ввозная пошлина на него обнулена сроком на три года. Раньше латекс облагался пошлиной в размере 5%. Этот материал наносится на изнанку ковра и используется для придания изделию каркасности, сопротивляемости на изгиб, закрепления ворса и улучшения эксплуатационных свойств готовой продукции. Мера позволит производителям ЕАЭС снизить себестоимость ковров и ковровых изделий на 0,1-0,5%, увеличить объем производства и обновить ассортимент, а также будет способствовать увеличению доли ковровых изделий, произведенных предприятиями Союза, на внутреннем рынке ЕАЭС, повышению их конкурентоспособности по сравнению с импортными аналогами.
Для построения тарифов используется метод тарифной эскалации пошлин, то есть повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки: например, древесина (материал) – бумага (полуфабрикат) – тетради (готовая продукция).
На территории ЕАЭС действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств – участников ЕАЭС, если иное не предусмотрено Соглашением, Решением ЕЭК.
Так, страны ЕАЭС должны предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из наименее развитых или развивающихся стран.
Прежде чем применять ту или иную ставку ввозной таможенной пошлины, должностному лицу таможенного органа необходимо установить страну происхождения товара посредством проверки сертификата или декларации о происхождении товара.
Суть тарифных преференций заключается в снижении или обнулении ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товара. Так, для товаров из наименее развитых стран пошлина будет составлять 0 %, а для развивающихся – 75 % от базовой ставки, т.е. от той, которая указана на перемещаемый товар в ЕТТ ЕАЭС.
Тарифные льготы также заключаются в снижении или обнулении ставок таможенных пошлин, но уже в рамках соглашений о зоне свободной торговли или двусторонних договоров. Такие льготы предоставляются одним государством другому на началах взаимности без распространения на третьи страны. Например, зона свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом1. Режим свободной торговли может также предоставляться и в рамках двусторонних договоров, например, между РФ и Сербией.
Прецедентным случаем изменения ставок ввозных таможенных пошлин является вступление России в 2012 году во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) и в 2015 году – Казахстана.
В связи с принятием Федерального закона от 21.07.2012 № 126-ФЗ «О ратификации протокола о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994 г.» (далее – Протокол о присоединении РФ к ВТО)3 было принято Решение Совета Евразийской экономической ко-миссии от 16.07.2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного сою заи Единого таможенного тарифа Таможенного союза».
Ставки ввозных таможенных пошлин для РФ снижены, в основном, для рыбной, молочной продукции, текстильной продукции. автомобилестроения. По особым условиям, на которых РФ вступала в ВТО, были предусмотрены льготные периоды для снижения ставок ввозных таможенных пошлин, т.е. не сразу при подписании протокола о присоединении, так самый долгий период вступления в силу оговоренных итоговых ставок – восемь лет для мяса птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов.
Необходимо обратить внимание на новый для РФ механизм связывания (консолидации) ставок таможенных пошлин)), когда страна в ходе торговых переговоров берет на себя обязательство не повышать ставки пошлин на конкретные товары, указанные в ее перечне тарифных обязательств, выше обозначенных в перечне уровней. Правила ВТО разрешают связывать пошлины на «предельном уровне», который выше, чем действующий уровень, установленный в ходе тарифных переговоров, например, в переговорах согласован сниженный уровень применяемых пошлин в 5% и предельный уровень в 7%.
В 2015 г. членом ВТО стал Казахстан. Основными условиями вступления Казахстана в ВТО являются тарифные обязательства по ряду товарных позиции, ввозная ставка которых в условиях ВТО ниже от действующих таможенных пошлин в рамках ЕТТ ЕАЭС.
Принимая во внимание опасения стран ЕАЭС о возможном реэкспорте Казахстанских товаров, ввезенных по заниженным таможенным пошлинам в рамках ВТО в государства-члены ЕАЭС, 16 октября 2015 года Главы государств ЕАЭС подписали «Протокол о некоторых вопросах ввоза и обращения товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза» (далее – Протокол), который вступил в силу 11 января 2016 года. В соответствии с подписанным Протоколом, Республика Казахстан взяла на себя обязательства не допускать вывоз товаров, находящихся в Перечне изъятий, на территории других стран ЕАЭС.
Перечень изъятий состоит из 1 890 товарных позиций (сельскохозяйственная продукция, легкая промышленность, транспортные средства и др.), к которым с 11 января 2016 года применяются ставки ввозных таможенных пошлин более низкие, чем ЕТТ ЕАЭС.
Таким образом, ввоз товаров, включенных в Перечень изъятий, на территорию РК должен осуществляться либо по ставкам ВТО, но без права вывоза за пределы Казахстан, либо по ставкам ЕТТ ЕАЭС с целью их дальнейшей реализации в государствах- членах Союза.
Из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия) членом ВТО на момент 1 января 2019 г. не является только Беларусь.
Следующей мерой таможенно-тарифного регулирования являются тарифные квоты.
Тарифные квоты предоставляют импортеру право ввозить свою продукцию по базовым ставкам пошлины, которые установлены в ЕТТ ЕАЭС, но в рамках отведенной для него квоты, а сверх объема, установленного квотой – уже по более высокой ставке.
Некоторые авторы считают, что тарифные квоты представляют собой синтез мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Согласно п. 21 ст. 2 ТК ЕАЭС тарифные квоты отнесены к мерам таможенно-тарифного регулирования, т.к. связаны с применением ставок ввозных таможенных пошлин.
В настоящее время в рамках ЕАЭС тарифные квоты введены только в отношении мяса (мяса крупного рогатого скота, свинины, мяса птицы и индейки), отдельных видов молочной сыворотки и видоизмененной молочной сыворотки2 и отдельных видов риса длинно зернового, происходящего из республики Вьетнам.
Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) решением от 18.08.2017 г. распределила между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) квоты на различные виды сельхозпродукции (далее – Решение Коллегии ЕЭК о распределении тарифных квот на 2018 год). ЕЭК устанавливает квоты на мясо каждый год, и они измеряются в тысячах тонн. Далее уже государства-члены ЕАЭС самостоятельно осуществляют распределение объемов тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности в соответствии со своим законодательством
В соответствии с Решением Коллегии ЕЭК о распределении тарифных квот на 2018 год Правительство РФ приняло Постановление от 9 декабря 2017 г. № 1498 “О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2018 году”.
В процессе распределения тарифных квот участвует Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Минэкономразвития распределяет тарифные квоты и определяет порядок расчета объемов тарифных квот. Минпромторг осуществляет с 20 декабря 2017 г. по 31 декабря 2018 г. (включительно) выдачу участникам внешнеторговой деятельности лицензий на импорт мяса.
В Решении Коллегии ЕЭК о распределении тарифных квот на 2018 год указано, что Российской Федерации необходимо обеспечить распределение объемов тарифных квот в соответствии и обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО.
По правилам ВТО поддержка сельского хозяйства государством подлежит снижению. В течение переходного периода квоты будут постепенно снижаться с 15 до 0%.
При этом таможенный тариф вне квоты снизится на 10% и составит 65%. Тарифные квоты на свинину будут действовать до 31 декабря 2019 г. После отмены тарифной квоты по свинине в 2020 г. предусматривается ввести единую импортную пошлину в размере 25%. Такие меры не допустят резкого падения цен на свинину, а также предотвратят снижение уровня рентабельности в хозяйствах, занимающихся свиноводством. На переговорах по присоединению России к ВТО стороны договорились сохранить действующую систему таможенного регулирования: для свинины – до 2020 г., а для птицы и говядины – и после 2020 г.
Защита внутреннего рынка с помощью тарифных квот – давно апробированный инструмент, позволяющий поддержать отечественного товаропроизводителя, который не в состоянии конкурировать с иностранным импортером. Тарифные квоты «закрывают» лишь сегмент рынка, который пока не в полной мере обеспечен за счет отечественного производства. При этом, важным является правильный расчет пропорций для установления количественных показателей квоты и объемами отечественного производства данной продукции, чтобы обеспечить потребности население и развитие поддерживаемой отрасли.
Единое таможенно-тарифное регулирование в ЕАЭС связано с тем, что страны-участницы ЕАЭС не могут самостоятельно устанавливать ставки ввозных пошлин, это право закреплено только за наднациональным органом – ЕЭК, в котором представители от каждого государства-члена ЕАЭС имеют равное право голоса и принимаются решения коллегиально.
Система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности состоит в установлении ставок таможенных пошлин в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров. При этом, возможно снижение или обнуление установленных ставок пошлин в рамках предоставления тарифных квот, тарифных преференций и тарифных льгот.